Ремонт стабилизаторов напряжения Ресанта

Ремонт стабилизаторов напряжения Принципиальная электрическая схема стабилизатора напряжения Ресанта АСН-10000/1 ЭМ

«Хроническая» нестабильность сетевого напряжения стала почти нормой в домах частного сектора. В пиковые нагрузки, особенно зимой, происходит понижение сетевого напряжения до критического минимума. Эти негативные факторы вынуждают потребителя приобретать стабилизаторы напряжения, которые иногда выходят из строя.
Рынок стабилизаторов представлен широким спектром торговых марок: Лидер, Progress, Штиль, Стабвольт, Ресанта, «Энергия», Солби, ТСС, Калибр, Донстаб, СТС, Ortea, Volter, Укртехнология, Норма, CCK и т.п. «Ресанта» – довольно распространенная бюджетная марка стабилизаторов, которые производятся в КНР. Рассмотрим ремонт двух однофазных моделей стабилизаторов «Ресанта»: электомеханическую АС-10000/1 ЭМ (10 кВт) и релейную СПН-9000 (9 кВт). Оба стабилизатора отличаются принципом работы, имеют свои сильные и слабые стороны.
Информация для тех, кто ищет сервис-центры по ремонту стабилизаторов Ресанта: Список сервисных центров.
Телефон в Москве: +7 (495) 215-25-73.

Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилизатора АСН-10000/1 ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабилизатора – на фото 1. Принцип действия электромеханических стабилизаторов основан на плавном и точном регулировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения электрического контакта по обмотке автотрансформатора с помощью электропривода. В стабилизаторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилителем мощности), а затем оно подаётся на двигатель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотрансформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.
Печатная плата контроллера стабилизатора напряжения Ресанта АСН-10000/1 ЭМ Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации электромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напряжения.

Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном состоянии. Ощущается запах перегретых компонентов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслеживает уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в постоянном вращении, что приводит к преждевременному износу двигателя. После остановки двигателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплементарной паре транзисторов Q1 TIP42C и Q2 TIP41C. Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46, включенные в их коллекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисторе Q3 TIP41C и стабилитроне DM4.
Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать.
Один из простых способов реанимации неисправного двигателя следующий:
• отключить двигатель от схемы;
• подать на его выводы постоянное напряжение 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.
При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя. Нормальный ток потребления двигателя должен быть в пределах 90.. .160 мА. Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций работоспособность двигателя временно восстанавливается.

Ремонт релейного стабилизатора Ресанта СПН-9000

Принцип действия релейных стабилизаторов базируется на ступенчатом регулировании выходного напряжения. Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспечивается микропроцессором. Коммутация отводов автотрансформатора производится скачкообразно с помощью мощных электрических реле, управляемых транзисторными ключами. Дискретность переключения различных стабилизаторов колеблется от 5 до 20 В. Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.
Залипание контактов реле стабилизатора напряжения Ресанта Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электронных стабилизаторов, на примере СПН-9000. Стабилизация не работает при снижении входного напряжения от ~220Vдо ~170V, либо при повышении его выше ~220 В.
При этом в обоих случаях отсутствия стабилизации выходное напряжение меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения - обгорание и залипание контактов реле.
Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 производства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный контакт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очищают все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все контакты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют транзисторы новыми.
Совсем недавно пришлось ремонтировать стабилизатор напряжения с периодическим дефектом. Внешне этот дефект проявлялся как хаотическое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил кодовое название «вьюга». Возникает из-за холодной пайки кварцового резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц. Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (маркировка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцового резонатора плохо обслуживаются. Поэтому лучше всего его выпаять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, подпаять и установить XTA1 на место.
Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что производитель использует дешёвые конденсаторы торговой марки JAKEC крайне невысокого качества. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения можно считать законченным. Затем стабилизатор напряжения включают и проверяют его работоспособность.

Рекомендации

Для проверки работоспособности, а также при диагностике стабилизаторов напряжения, входное напряжение нужно подавать через ЛАТР. Это позволит изменять входное напряжение в больших пределах. В качестве нагрузки можно использовать лампы накаливания ~220 В. При диагностике стабилизаторов напряжения необходимо соблюдать меры предосторожности. При эксплуатации стабилизаторы напряжения необходимо отключать перед грозой.
Стабилизаторы напряжения требуют регулярного обслуживания для сохранения рабочего ресурса. Поэтому не реже чем раз в полгода требуется проводить техническое обслуживание стабилизаторов напряжения. Невыполнение этого правила может привести к их поломке.

Также Вы можете почитать отзывы по стабилизаторам Ресанта и другим маркам стабилизаторов напряжения.

Цены на ремонт стабилизаторов напряжения

Примерные расценки на услуги по ремонту релейного стабилизатора можете найти в таблице.
Наименование услуги по ремонту Стоимость, руб.
Выезд сервисного инженера от 1500
Диагностика стабилизаторов на предмет поломки от 400
Доставка оборудования в сервисный центр в пределах МКАД 300
Доставка оборудования из сервисного центра в пределах МКАД от 400
Доставка оборудования в сервисный центр за МКАД 20р\км
Доставка оборудования из сервисного центра за МКАД 20р\км
Замена трансформаторов от 1500
Замена клеммных колодок от 500
Замена вентилятора охлаждения от 200
Замена автоматического выключателя от 100
Ремонт платы управления от 400
Замена цифрового измерителя от 500
Ремонт электродвигателя от 600

Нужна консультация по негарантийному ремонту стабилизатора? Звоните по номеру (926) 181-01-81.